Поиск по сайту:  
Музей страхования
 
Страховая компания РОССИЯ
СК РОССИЯ
Путь к вершине
О компанииФилиалыКлиентские офисыЭкономика и финансыПресс-центрВакансии
Мы на связи
Владимир Борзых
Директор музея истории российского страхования Владимир Борзых
Тел: +7(495) 790-73-37 доб. 12-72
E-mail: [email protected]
 
Главная страница   Музей страхования   Статьи  
О музее
Экспозиция
Статьи
История страхования в лицах и фактах
Русский страховой полис
Страховые доски в России
Копилки
Копилки

Все копилки, описанные в данной статье, в настоящее время находятся в музее ОСАО "Россия"

С того момента, когда появились первые деньги, а случилось это более двух с половиной тысяч лет тому назад, именно они стали олицетворением богатства, и стремление к накоплению денег овладело умами людей.

Для накопления денег в домашних условиях людям веками служили разнообразные случайные емкости из керамики, металла, стекла, ткани и т.п. В русском фольклоре по этому поводу закрепились устойчивые выражения - "хранить деньги в кубышке или в чулке".

Но были и специальные емкости. В России их в просторечье именовали "копилками", а в литературе - "сберегательными кассами". Именно так их называли за границей. Появились они предположительно в XVII веке, скорее всего, в Германии, а их предшественниками были кружки и другие запирающиеся емкости для сбора пожертвований, а также денежные ящики.

Во многих странах, включая и дореволюционную Россию, с помощью кружек для пожертвований собирали средства на строительство храмов, больниц и другие благотворительные цели. Конечно, серьезные средства, как сказали бы сегодня, "на крупные проекты", собирали по подписке, а результаты всегда обнародовали, но и кружечный сбор играл немалую роль.

На кружках, предназначенных для сбора средств на конкретные благотворительные цели, обычно помещалась точная информация об этих целях, а в храмах и на кладбищах на кружках мог просто помещаться текст, призывавший к благотворительности.

Разнообразные по материалу, форме и устройству шкатулки, а также специальные денежные ящики предназначались для хранения денег и других ценностей в домашних и походных условиях или использовались в мелких торговых предприятиях для хранения выручки.

УвеличитьПервоначально эти ящики были деревянными, для прочности и надежности их оковывали стальными полосами, запором в основном служил висячий замок. Весьма распространены были так называемые подголовные ящики со скошенной верхней крышкой, чтобы его удобно было на ночь класть в изголовье.

Позже их сменили прямоугольные стальные шкатулки и ящики, запиравшиеся на внутренний замок, к которому иногда для верности добавлялся еще и висячий. Некоторые в целях безопасности можно было прикреплять к поверхности.

Центром полукустарного изготовления недорогих ящиков было село Лысково Нижегородской губернии. Их отличительный знак - литеры "С" и "Л" на передней стенке и текст на внутренней стороне крышки с обязательным указанием имени мастера и года изготовления. Традиционно часто использовались "музыкальные" замки, издававшие при отпирании и запирании мелодичный звон.

УвеличитьБыли и другие хитрости, повышавшие надежность денежных ящиков. Примером могут служить ящики, имеющие второе дно, которое поднималось при нажатии на потайной рычаг, или счетчик, фиксировавший количество открываний. На боковой стороне ящиков, изготовлявшихся в конце XIX века в Санкт-Петербурге знаменитой фирмой "Сан-Галли", есть незаметная кнопка. Чтобы отпереть ящик, надо на кнопку надавить, только тогда отойдет довольно толстая стальная пластинка, закрывающая отверстие, куда вставляется ключ.

Классическая народная копилка отличается от упомянутых кружек, шкатулок и ящиков тем, что она не имеет крышки, и деньги из нее можно извлечь, только разрушив саму копилку. Покупали копилки обычно детям, приучая их тем самым к бережливости и терпению. Разбивание копилки с накоплениями обычно происходило в день рождения ребенка, в Новый год или другой праздник. В этом таился элемент неожиданности, ибо количество денег в копилке - жгучая тайна, особенно, если деньги туда опускал не только сам обладатель копилки.

УвеличитьОбычно для их изготовления использовали гипс, а самой популярной формой была свинья, у многих народов традиционно символизировавшая богатство. Грубо раскрашенные гипсовые и керамические копилки в форме других домашних животных: кошек, собак, петухов - встречаются тоже довольно часто. Их изготовляли кустарным образом и продавали на рынках и ярмарках. Возраст таких копилок подчас довольно сложно установить, но основная масса - сувенирная продукция современных умельцев. Копилки, изготовленные 50 и более лет тому назад, почти не встречаются, а бесспорно дореволюционная - большая редкость, как, например, гипсовая копилка в форме огурца из Дивеева Нижегородской губернии, с надписью в старой орфографии, или колоритный пьяница.

УвеличитьНа фоне массовой продукции резким контрастом выглядят великолепные авторские (иногда подписные и даже датированные) керамические копилки в виде животных работы замечательного художника-анималиста Василия Ватагина. Выполнены они на рубеже 20 - 30-х годов XX столетия, уже после его непревзойденных иллюстраций к киплинговскому "Маугли".

Чтобы из копилки можно было извлечь деньги, не разрушая ее, нужны были крышка, замок и ключ, причем последний, как правило, владельцу копилки не отдавали, дабы сохранить интригу. Копилки для самых маленьких из крашеной жести, даже фабричного изготовления, были по большей части незамысловаты во всех отношениях. Для детей постарше предназначались более прочные и надежные копилки, откуда извлечь деньги, не имея ключа, было не так-то просто, да и ключики были хитрые.

УвеличитьГлавным производителем надежных металлических копилок в Российской империи была фабрика "Труд" в Варшаве, продукция которой отличалась высокой защищенностью, изящной отделкой, затейливым устройством и чаще именовалась "сберегательными кассами". Их устройство было защищено патентами и охранительными свидетельствами.

Такие копилки предназначались для вполне взрослых людей и подходили для накопления приличных по тому времени сумм - обычно 15 или 20 рублей. Поскольку процесс был серьезным и требовал контроля, копилки снабжали счетчиком, переводившимся после опускания каждой монеты кнопкой или рычагом, и в любое время ее обладатель знал, сколько денег находится внутри. Дело в том, что копилку невозможно было открыть, пока в ней не наберется полная сумма. Пока рычаг не переведен, новую монету опустить невозможно. При опускании последней недостающей до итоговой суммы монеты язычок, запирающий окошко или дверцу, отходил, и все деньги высыпались в руки счастливого владельца.

УвеличитьЕсли копилка имела счетчик для монет одного номинала, то его устройство было незатейливым. Если же счетчик суммировал монеты нескольких номиналов, которых могло быть от 3 до 6, а значит, и разных диаметров, его конструкция становилась довольно сложной.

Для того чтобы сохранить интригу, копилки часто имели так называемую "запасную кассу" - дополнительную щель, куда можно было опускать любые монеты. Счетчик их, естественно, не учитывал, поэтому возможны были приятные сюрпризы. Положительное психологическое воздействие на потенциальных покупателей копилок оказывали украшавшие их девизы, вполне в духе того времени, когда покупательная способность рубля была очень высокой. Хорошо раскупались копилки, выпущенные в 1899 году в память столетнего юбилея Александра Сергеевича Пушкина, под влиянием шумной рекламной кампании.

Однако и сами копилки были важной составляющей частью рекламной политики многих торгово-промышленных, страховых и особенно кредитно-финансовых компаний.

УвеличитьСделанные по их заказу копилки со счетчиками, а также сувенирные, обычно не продавали. Их дарили главным образом тем, кто совершал крупные покупки или страховался на значительные суммы. Когда в них опускали монеты, в поле зрения могли попасть надписи, неназойливо напоминавшие, к примеру, какими товарами располагает Санкт-Петербургский торговый дом "Лир и Россбаум", а также его адрес. Правда, здесь вышел казус. Копилка - импортная, и Гороховая улица превратилась в "Тороховую".

Среди таких копилок попадались дешевые жестяные, которые раздавали покупателям, просто чтобы те помнили рекомендацию кондитерской фабрики "Жорж Борман" беречь денежки на черный день, а если он не наступит, так можно и конфет на радостях купить. Встречались и дорогие, роскошно отделанные, с фигурным литьем и сложными механизмами, соответствовавшие безупречной репутации такого солидного страхового общества, как "Жизнь". Рекламная копилка в форме миниатюрного несгораемого шкафа принадлежит одному из крупнейших и лучших в России производителей металлоизделий - фирме "Сан-Галли".

УвеличитьНо были и копилки, которые дома можно было только наполнять, а вот извлечь из них деньги было проблематично. Это были патентованные "фирменные" копилки повышенной надежности, прочные и с серьезными замками. На них непременно была табличка с названием учреждения, выдавшего копилку. Вытрясти оттуда монеты было нельзя, так как щель, куда их опускали, закрывалась изнутри подвижной шторкой. Опускать можно было не только монеты, но и бумажные деньги, туго свернутые в трубочку, для чего в копилке делали дополнительное круглое отверстие.

При этом ключ на руки не выдавали, он хранился у кассира, поэтому в основном встречаются копилки с поврежденными или отсутствующими замками. На них даже можно встретить надпись - "Ключ находится в правлении товарищества". Накопив определенную сумму, клиент приносил копилку кассиру, у которого был ключ. Тот ее отпирал, извлекал и пересчитывал деньги, однако на руки их не выдавал, а от соблазна и греха подальше заносил на счет владельца копилки. Только после этого деньги можно было получить.

УвеличитьПонятно, что такой способ накопления был популярен среди людей совсем небогатых. Его использовали в основном сберегательные кассы, ссудо-сберегательные товарищества, общества взаимного кредита, страховые общества. А банк, широко практиковавший выдачу своим клиентам копилок, известен всего один. Это был Московский народный банк - банк для кооператоров и кооперативов, изначально ориентированный на обслуживание мелких клиентов. Неслучайно на копилках помещался девиз: "Мелкие вклады - самые верные".

Традиция выпуска копилок продолжалась и в 1920-е годы, когда в короткий период НЭПа был выдвинут лозунг "Обогащайтесь", рубль официально назывался "золотым", возродились банки и биржи. Тогда широкую кампанию по пропаганде накопления денег мелкими суммами развернули Государственные трудовые сберегательные кассы. Памятки разъясняли, как буквально по копейкам можно скопить с помощью копилок небольшие суммы, что давало прекрасный дополнительный повод для открытия сберегательной книжки!

УвеличитьРаспространявшиеся сберкассами копилки имели новую символику и соответствовавшие времени девизы: "Государственная сберегательная касса - кошелек и кассир трудящихся", "Храни каждую свободную копейку на сберегательной книжке", "Сберкассу в быт трудящихся", "Будь бережливым в мелочах, разумно используй каждую копейку", "Бережливость в мелочах приближает к большой цели" и т.п. К традиционным формам бочонка и сундучка добавилась книжка. Удивительно, но одна из таких копилок имеет патент США.

С новой символикой выпускали и юбилейные копилки. Из них самая распространенная - та, что выпустила Детская комиссия при ВЦИК к 10-летию Октября - красочная жестяная копилка с серпом и молотом над текстом: "Трудовая копейка советский рубль бережет".

УвеличитьНо в процессе ликвидации НЭПа копилки были признаны пережитком буржуазного прошлого и больше в нашей стране не выпускали, если не считать кустарной продукции народных умельцев да инвалидных артелей.

За рубежом делать разнообразные копилки не прекращали. Стоит выделить очень популярные довоенные немецкие копилки-будильники с суточным заводом, которые заводились только после опускания монеты, и традиционные американские копилки в виде негритенка или джентльмена в цилиндре, "глотавшие" монеты с собственной руки при нажатии на рычаг, которые породили массу подражаний и подделок.

В качестве сувенирной продукции копилки выпускают по сей день, однако всерьез для накопления денег их уже не применяют. Они превратились в объект коллекционирования, а в качестве подарков со смыслом очень популярны среди работников банков.

УвеличитьВ антикварных магазинах и на Измайловском вернисаже копилки попадаются нечасто, и порядок цен на них носит совершенно случайный характер. Мы не будем касаться керамических и других "кустарных" копилок, среди которых достойные экземпляры встречаются исключительно редко, а ограничимся беглым обзором рынка копилок "фирменных".

Чаще всего встречаются, конечно, копилки Гострудсберкасс с поломанными запорами и без оригинальных ключей по цене от 500 до 2 000 рублей, в зависимости от внешнего вида и фантазии продавца.

Копилки дореволюционных кредитно-финансовых учреждений (особенно обществ взаимного кредита) по цене от 1 500 до 3 000 рублей попадаются достаточно регулярно, но найти экземпляр в отличном состоянии, да еще с "родным" ключом, - это уже удача. Реальная цена тогда может составить 5 000-7 000 рублей, а в отдельных случаях копилки продавались в несколько раз дороже.

Крупногабаритные сберегательные кассы-копилки - тоже не особенная редкость, и цена их главным образом зависит от внешнего вида, исправности счетного механизма и его сложности. Незатейливые копилки с простым счетчиком, рассчитанным на один номинал монет, обычно продаются за 2 500-5 000 рублей. Но если копилка суммирует монеты нескольких номиналов и механизм ее исправен, то стоимость ее вполне может превышать 15000 рублей.

А в тех случаях, когда копилку отличает оригинальный дизайн, украшает какой-нибудь пафосный девиз или эмблема банка, страховой или иной компании, цена ее сегодня может достигать нескольких десятков тысяч рублей, что еще несколько лет тому назад казалось маловероятным.

Трудно предсказать, как в дальнейшем будут изменяться цены на копилки, но то, что в последние годы интерес к коллекционированию этих оригинальных предметов существенно вырос - факт неоспоримый, о чем свидетельствует появление первых корпоративных коллекций.

Статья из журнала "Антиквариат" №12(23) за декабрь 2021 года. Автор статьи Леонид ЛИФЛЯНД
Иллюстрации предоставлены дизайн-студией "Самолет".

Россия, 129085, Москва
пр. Ольминского, 3А
Тел:+7 (495) 799-99-99
Факс:+7 (495) 790-73-74
E-mail: [email protected]
 
Разработка сайта: РБК СОФТ
 
Эксперт-РА Страховое общество РОССИЯFitchRatings Страховая  РОССИЯFitchRatings Страховая  РОССИЯ